AAAAA A A А x

Аналитика

СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рустамов Джаваншир Камран оглы  

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», 

Магистрант

Аннотация. Статья раскрывает сущность деятельности Росгвардии, а также правовые основы данной деятельности. Автор выделяет основные проблемы, возникающие при анализе нормативных правовых актов, составляющих костяк регулирующей деятельность Федеральной службы войск национальной гвардии РФ законодательной базы.

Также в статье раскрывается точка зрения автора на проблемы современного законодательства, связанные с изучаемым вопросом, в том числе на проблему дуализма, отсутствия системности в нем. 

Автор статьи приходит к выводу о необходимости переработки и совершенствования законодательства РФ, регулирующего деятельность военнослужащих (сотрудников) Росгвардии.

Ключевые слова: административное право, Росгвардия, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, закон о Росгвардии, законодательная база.

THE ESSENCE AND LEGAL BASIS OF THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Rustamov Dgavanshir Kamran ogly 

Student 

Chelyabinsk State University, 

Annotation: The article reveals the essence of the activities of Rosgvardiya, as well as the legal basis of this activity. The author identifies the main problems arising in the analysis of regulatory legal acts that form the backbone of the legislative framework regulating the activities of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation.

The article also reveals the author's point of view on the problems of modern legislation related to the issue under study, including the problem of dualism, the lack of consistency in it.

The author of the article comes to the conclusion that it is necessary to revise and improve the legislation of the Russian Federation regulating the activities of military (employees) of the Rosgvardiya.

Key words: administrative law, Rosgvardiya, Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation, the law on Rosgvardiya, legislative framework.

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ является достаточно сложным с точки зрения структуры и функционала государственным органом исполнительной власти. При этом, усугубляющим эту ситуацию фактором является то, что Росгвардия – достаточно молодое формирование, с еще слабой системой правовой основы, не идеальной и имеющей определенные изъяны.

Руководство Росгвардией осуществляет Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович. Также руководство может в некоторой степени осуществлять Правительство Российской Федерации посредством государственного контроля и в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами. Управление Росгвардией осуществляет главнокомандующий войсками национальной гвардии генерал армии Золотов Виктор Васильевич.

Раз сущность деятельности Росгвардии определяется ее функционалом и законодательно закрепленными задачами, то реализация этих задач и функций невозможна без нормативного закрепления основных прав, полномочий и меры ответственности. В этом помогает законодательная база РФ. 

Уже было отмечено, что она не является однородной и совершенной. Можно даже сказать, что ей недостает определенного уровня систематизации. Связана такая проблема с тем, что Росгвардия сама по себе не стала новой структурой, она была реорганизована из ВВ МВД России, которая выполняла схожие функции.

Для того, чтобы прийти к изменениям необходимо глубоко изучить вопрос, изучить все нюансы, с ним связанные. Соответственно, рассмотрим текущее состояние норм закона, касающихся регламентации деятельности военнослужащих (сотрудников) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

 1) Естественно, ядром правовой основы для деятельности любого федерального органа исполнительной власти является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает основные права и свободы граждан России, которые впоследствии и охраняет Росгвардия.

2) Федеральные конституционные законы, такие как «О Верховном Суде Российской Федерации»1 от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ и др.

3) Федеральные законы, например, «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».  

4) Федеральные законы, регулирующие деятельность военнослужащих, например, «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», «О воинской обязанности и военной службе» или «О статусе военнослужащих» и др. 

Связано это с тем, что Росгвардия образована в первую очередь как военная организация, так как ее основу составляют войска национальной гвардии, которые в соответствии со ст. 1 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» определяются в качестве «государственной военной организации»6.

5) Федеральные законы, регулирующие деятельность госслужащих, например, ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 

С.Б. Аникин объясняет такую особенность правовой базы Росгвардии «объективной потребностью, которая диктуется предназначением войск национальной гвардии — обеспечивать государственную и общественную безопасность, защищать права и свободы человека и гражданина». 

С этим нельзя не согласиться, поскольку ч. 1 ст. 5 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» регламентирует, что войска национальной гвардии, помимо объединений, соединений и воинских частей, включают в себя органы, «…в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции», образовательные организации высшего образования и иные организации. 

6) Нельзя не отметить и блок законов, которые касаются МВД РФ, поскольку трансформация Росгвардии произошла именно из ВВ МВД РФ.

На сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации распространяются положения Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в т.ч. нормы о порядке поступления на службу, ограничениях и запретах, связанных со службой, и т.д. 

Соответственно, как отмечает О.В. Григорьев, «урегулирование правового статуса служащих Росгвардии представляется незавершенным». 

Отсутствие полного спектра собственных нормативных законодательных актов для Росгвардии значительно осложняет работу, как самих сотрудников, так и контролирующих органов. Также возникает путаница в процессе правоприменения, поскольку не всегда понятно, каким именно законом (а еще точнее, законом, какого государственного органа исполнительной власти) стоит руководствоваться в той или иной ситуации.

7) Поскольку федеральными законами регулирование деятельности Росгвардии не ограничивается (о чем нам говорит ст. 3 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»), стоит отметить, что в правовую основу входят также и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

8) Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, например «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» и т.д. На официальном сайте их более 50.

9)  А также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.  

11) Также, как отмечает И.А. Двойменный, в правовую базу входят и «административные регламенты, межведомственные нормативные правовые акты, договоры и соглашения и ведомственные нормативные правовые акты».

Проанализировав всю нормативную правовую базу деятельности сотрудников Росгвардии, можем сделать вывод о том, что формирование данного органа как самостоятельного еще продолжается, об этом говорит большое количество федеральных законов других ведомств, государственных служб, которыми в регулировании своей деятельности приходится пользоваться Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.   

Собственная нормативная база данного федерального органа исполнительной власти еще формируется: создаются новые административно-правовые регламенты, инструкции, положения, отражающие широкий функционал службы. 

В данном случае стоит отметить, что нормотворческий потенциал у Росгвардии высок. 








Список литературы

1. О Верховном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ // Российская газета. - 2014. - № 27.

2. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Российская газета. - 1998. - № 63-64.

3. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ // Российская газета. - 1998. - № 104.

4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. - 2004. -№ 162.

5. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат: федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 161-ФЗ // Российская газета. - 2011. - №251. 

6. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Российская газета. - 2011. - № 275.

7. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Российская газета. - 2016. - № 146.

8. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 41. - Ст. 5802.

9. О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции: постановление Правительства РФ от 15 мая 2018 г. № 580 // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 21. - Ст. 3030.

10. Аникин, С.Б., Агафонова, Н.Ю. Вопросы правового регулирования деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации / С.Б. Аникин, Н.Ю. Агафонова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017. - № 6 (119). - С. 122-128. – Текст: электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-pravovogo-regulirovaniya-deyatelnosti-federalnoy-sluzhby-voysk-natsionalnoy-gvardii-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 14.10.2022).

11. Григорьев, О.В. Росгвардия как фактор обеспечения внутренней национальной безопасности: теоретико-правовой аспект / О.В. Григорьев // Заметки ученого. - 2020. - № 7. - С. 64-69.

12. Двойменный, И.А. Организационно-правовые основы деятельности территориальных подразделений Росгвардии / И.А. Двойменный // Регион: системы, экономика, правление. - 2020. - № 1 (48). - С. 146-149.

Вариант работы в формате PDF

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации